Казалось, было учтено всё! или История, как мы с мужем поехали в Сочи не отдыхать, а заработать на торговле сувенирами

Весна 2018 года встретила нашу семью внезапной безработицей. Я попала под сокращение, у мужа закончился срок рабочего договора, продлевать который он больше не хотел. Прежде чем вновь куда-то устроиться, мы решили немного отдохнуть и навестить родственников в Сочи.

Буквально за неделю до нашего отъезда, муж вышел на переговоры с крупным сувенирным производителем. Предприятие специализировалось на производстве сувениров из стекла, фарфора и керамики.

Условия были заманчивыми:

• большой ассортимент
  • красивый дизайн
  • действительно качественные материалы
  • небольшая закупочная стоимость
  • возможность выкупить товар «под реализацию», с минимальным первоначальным взносом

Подсчитав семейные накопления, прикинув план действия, бегло изучив рынок жилой и коммерческой недвижимости, мы решили ехать в Сочи не отдыхать, а работать.

Так отпуск превратился в рабочую командировку.

Переезд

Переезд был организован максимально в короткие сроки, на дворе была середина апреля, а в мае уже начинался сезон. Тянуть было нельзя.

За два дня были куплены билеты на самолет, отправлены личные вещи транспортной компанией, родственникам направлен запрос на помощь в поиске квартиры. Был заключен договор с производством, внесена первая сумма на выкуп продукции. Составлен первичный ассортимент.  Уже 20 апреля мы прилетели в Сочи.

На месте

Первоначально планировалось открыть розничный магазин в большом Сочи, именно поэтому там мы и поселились. Мы сняли «малосемейку» со всем необходимым. Квартирка «по знакомству» обходилось в 15 000 рублей в месяц + коммуналка.  Сразу отмечу, что обычно, в сезон, найти приличное жильё за такую сумму просто не реально.

Далее мы арендовали склад в районе оптового рынка. Арендная плата составляла 15 000 в месяц, плюс свет – около 500 рублей. Мы принялись искать торговое помещение, пока не пришли паллеты с нашим товаром.

Торговая точка

Поиски павильона в самом Сочи провалились. Во-первых, почти все торговые точки уже были заняты. Оставались либо места с «нулевой» проходимостью, либо места с арендой, которую мы бы не потянули финансово.

Большой Сочи

Удача улыбнулась нам в Адлере. Мы нашли место в торговых рядах, расположенных рядом с дельфинарием.  По соседству было два кафе, точка с мороженым и красивый фонтан, который привлекал туристов. Ближайшие конкуренты находились через 5 модулей. Нам понравился и сам павильон – 13 метров, панорамное остекление, кондиционер, электричество.  Аренда составляла 300 000 рублей за сезон. Сезон начинался 1 мая и заканчивался 1 ноября.  Половина суммы оплачивалась сразу, вторую половину нужно было внести 1 августа. Мы согласились. Договор заключили на ИП нашего родственника.

Павильон сдавался совсем пустой. На «Авито» нашли распродажу торгового оборудования, купили стеллажи, решётки, рабочее место для продавца. Добавили освещения: пустили светодиодную ленту по краям окон. Вечером наш магазин было видно издалека. Заказали вывеску и небольшой баннер.

Затраты именно на магазин составили 17 000 рублей.

Одних наших сувениров было мало, нужно было разнообразить ассортимент, поэтому пришлось делать дополнительную закупку еще на 80 000 рублей. Большую часть — 50 000, мы оплатили сразу, и ещё 30 000 договорились взять под реализацию. Для начала решили торговать самостоятельно, не нанимая продавца.

12 мая мы официально открылись.

Продажи.

Ждать огромных продаж сначала было бессмысленно. Мы понимали, что сезон только стартовал, туристов ещё мало, конкурентов уже много. Выручки были минимальными.

Прошёл май, июнь, наступил июль. Выручки не менялись, так и оставаясь на самой минимальной границе. Мы старались не унывать, открывали магазин каждый день, пытаясь понять, в чём причина провала.

Причин оказалось несколько:

цена

Увы, большая часть покупателей не готова тратить на сувенир больше 20-50 рублей. Ни прекрасное качество, ни уникальность самого изделия не волнует среднестатистического туриста. Главное, чтобы было дёшево.

ассортимент

У вас должно быть действительно ВСЁ. Даже если на вывеске написано «сувениры», в наличии нужно иметь детские игрушки, средства гигиены, спички, обувь, одежду, канцелярские товары и ещё множество необходимых для туриста вещей.  Мы не учли это в самом начале, финансов для закупки доп. ассортимента потом уже не было, да и превращаться в хозяйственный магазин тоже не хотелось.

месторасположение

Казалось, было учтено всё: дельфинарий в 100 метрах, куда привозили многочисленные группы отдыхающих. Точки общественного питания по соседству. Фонтан, у которого все фотографировались. Но, самый главный наш промах, — мы были не на первой линии торгового ряда, а в его ответвлении.  Между нашими конкурентами, у которых практически сразу началась бесперебойная торговля, и нашей точкой, было буквально 40 шагов. Но конкуренты находились прямо по ходу движения человеческого потока. Что бы зайти к нам, нужно было совершить лишние движения в сторону. Таких желающих было совсем немного, относительно общей проходимости.

Первого августа мы закрыли точку и вторую часть аренды выплачивать не стали.  Все остатки нашего товара мы перепродали по оптовой цене, закрыли долги перед поставщиками

Цифры

• 17 000 торговое оборудование

Итого: 347 000 рублей

Доход:

С розничных продаж «чистой» выручки так и не случилось, мы не вышли даже в «ноль». От оптовой продажи остатков товара, продажи торгового оборудования мы смогли выручить 150 000 рублей.

Итого: минус 197 000 рублей.

Выводы

Мы никогда не занимались ни розничной, ни оптовой продажей чего – либо, и эта поездка стала отличным опытом. С одной стороны, она принесла только убытки с финансовой точки зрения. С другой – это была хорошая школа и возможность «набить шишки».  Но по итогу, полученный опыт окупает все денежные и моральные затраты.

С сувенирами муж работать не перестал, сейчас занимается оптовыми продажами во многих регионах России.